О лицензировании профессиональной юридической деятельности

                                                                                                                                                                            

Механизм лицензирования оказания юридической помощи

     В нашем обществе давно ведутся дискуссии по вопросу лицензирования оказания юридической помощи. И эта дискуссия равно активно ведется как противниками лицензирования юридической деятельности, так и ее поклонниками. В своей юридической практике мне все больше приходится сталкиваться с «потерпевшими» от различных «специалистов» в области юриспруденции, как знаменитых мелькающих в СМИ, так и не очень.  Мы знаем, что вся жизнь человеческого общества,  жизнь и деятельность отдельного человека в нем подчинена определенным правилам. Эти правила, как правило, закреплены в многочисленных законодательных актах. С момента зачатия, в повседневной жизни, после рождения и до самой смерти каждый человек находится в правовом поле общества, которое и предоставляет определенные права  и возлагает на него определенные обязанности.

Понимание абсолютно  всех правовых нюансов и тонкостей  своего существования в обществе в связи с их многочисленностью затруднено, что и порождает необходимость оказания юридической помощи.

Несомненно, каждому кто нуждается, в юридической помощи нужна именно квалифицированная юридическая помощь. Понятие оказание квалифицированной юридической помощи  многогранно. Это и помощь оказанная вовремя,  помощь, оказавшая влияние на разрешение определенного конфликта интересов, помощь, при помощи которой нуждающееся лицо избежало негативных последствий или приобрело какие либо блага, помощь, вследствие которой, были защищены какие либо права и интересы.  О качестве юридической помощи можно судить по целому ряду и других критериев. Полагаю, что при разрешении вопроса о качестве юридической помощи необходимо руководствоваться стандартами качества такой помощи, установленными как в международных правовых актах, так и в законодательстве Российской Федерации, например, в Федеральном законе № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".

В соответствии с ч. 1 ст. 48 Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Однако до сих пор в Российском законодательстве не закреплено понятие "квалифицированная юридическая помощь".

Бесспорно, квалифицированную юридическую помощь может оказать только квалифицированный специалист - лицо, обладающее специальными познаниями и опытом деятельности  в области права. Подтверждением наличия у лица специальных познаний в области права, его способности оказывать квалифицированную юридическую помощь могут служить диплом о высшем юридическом образовании и иные документы о юридическом образовании, а также документы, подтверждающие наличие у данного лица положительного  опыта работы по юридической специальности.

К сожалению, опыт показывает, что  наличие всевозможных документов подтверждающих наличие у лица необходимых познаний в области права не гарантирует оказание эти лицом квалифицированной юридической помощи. Как же тогда быть с гарантиями, закрепленными в ч.1.ст.48 Конституции РФ?

Существующее  законодательство практически не ограничивает круг лиц пытающихся оказывать платную юридическую помощь и далеко не всегда эта помощь оказывается квалифицировано. А отсутствие четких критериев для оценки качества деятельности этих лиц, позволяет им  в случае оказания не квалифицированной юридической помощи уходить от ответственности и продолжать свою недобросовестную деятельность.

   Гарантии права государством, есть обеспечение государством всеми  законными способами  пользование этим правом в полном объеме и его защиту.  Декларирование гарантий права без механизма обеспечения гарантий, безусловно, наносит вред не только имиджу этого  государства. В данном случае лицензирование может являться механизмом, обеспечивающим гарантии государства на получение квалифицированной юридической помощи.

На сегодняшний день законодательно наиболее четко урегулирован вопрос оказания квалифицированной юридической помощи только адвокатами. 31 мая 2002 г. принят Федеральный закон N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"

В данном законе определена категория лиц, имеющих право получить статус адвоката, определены права и обязанности этих лиц. Определен порядок получение и прекращения статуса адвоката, критерии деятельности. Адвокаты проходят регистрацию  в Министерстве юстиции. В законе предусмотрена ответственность адвокатов. Закон обязывает адвокатов страховать риск своей профессиональной имущественной  ответственности. Адвокат наделен законом, сохранять тайну сведений полученных от лица, которое к нему обратилось за юридической помощью.

Деятельность же остальных лиц претендующих на оказание платной квалифицированной юридической помощи должна регулироваться государством, например  путем лицензирования.

До ноября 1998 года существовало положение О лицензировании деятельности по оказанию платных юридических услуг на территории Российской Федерации от 15 апреля 1995 г., которое содержало в себе и требования, предъявляемые к юристам-предпринимателям, и основания прекращения деятельности таких частных организаций по оказанию юридических услуг, и другие положения об этом виде деятельности. В настоящее время этот документ фактически прекратил свое действие, так как Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 25 сентября 1998 г. не предусмотрено лицензирование платных юридических услуг. Не предусмотрено лицензирование этого вида деятельности  и до настоящего времени. Контроль государства за качеством юридических услуг отсутствует.

Ранее лицензии выдавались Министерством Юстиции физическим и юридическим лицам при условии, что:

- у физических лиц и участников юридических лиц есть диплом о высшем юридическом образовании РФ;

- стаж работы по юридической специальности не менее трех лет

- для юридических лиц - присутствие в учредительных документах упоминания о соответствующем виде деятельности (юридической);

-лица, обладающие дипломом о высшем юридическом образовании другого государства, могут осуществлять юридическую помощь только в отношении законодательства государства, где выдан диплом;

Фактически эти критерии не утратили актуальности и ныне.

Для осуществления лицензирования деятельности по оказанию платной юридической помощи необходимо:

- принятие Федерального закона О внесение изменений в Федеральный закон № 128-ФЗ от 08.08.2001г. «О лицензировании отдельных видов деятельности», который бы отнес оказание платной юридической помощи к лицензируемым видам деятельности;

- в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации Правительство Российской Федерации в соответствии с определенными Президентом Российской Федерации основными направлениями внутренней политики государства  должно утвердить положение, О лицензировании деятельности по оказанию платной юридической помощи;

В данном положении наделить, например министерство Юстиции РФ осуществлять следующие полномочия:

-предоставлять лицензии;

 переоформлять документы, подтверждающие наличие лицензии;

 приостанавливать действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований;

 прекращать действия лицензий;

 вести  реестр лицензий, предоставлять заинтересованным лицам сведения из реестров лицензий и иной информации о лицензировании;

 -осуществлять контроль за соблюдением лицензиатами соответствующих лицензионных требований и условий;

 -обращаться  в суд с заявлениями об аннулировании лицензий.

При предоставлении лицензии не лишены смысла следующие требования:

  • 1. Наличие Высшего юридического образования полученного в соответствии с требованиями, установленными в РФ
  • 2. Наличие опыта непрерывной в течение трех лет практической юридической деятельности с положительными результатами этой деятельности закрепленной документально.
  • 3. Отсутствие любой непогашенной судимости или решения суда вступившего в силу, о привлечении к какой либо ответственности за оказание неквалифицированной юридической помощи.
  • 4. Осуществление лицензируемой деятельностью только индивидуальными предпринимателями, для того чтобы была возможность персональной ответственности и реального привлечения к ответственности вплоть до банкротства.

    При осуществлении юридической деятельности по оказанию платной юридической помощи лицензиатами для дополнительного контроля не лишено смысла создание совета или квалификационной комиссии по разрешению конфликтных ситуаций, в которых стороной выступает лицензиат. Данный совет или комиссия должна состоять из лиц являющихся практикующими юристами, адвокатами, которые имеют  безупречный десятилетний стаж   деятельности по осуществлению платной юридической помощи. Аналог квалификационные коллегии судей, советы при адвокатских палатах.

Для обеспечения гарантированного покрытия имущественных убытков нанесенных лицензиатом необходимым условием я считаю страхование имущественной ответственности лицензиата.  Законодательно обязать лицензиата при заключении договора об оказании юридической помощи указывать размер страховой суммы с приложением страхового полиса. Таким образом, будет обеспечиваться своеобразный  выбор между лицензиатами при прочих равных условиях, и стимулировать лицензиатов к страхованию своей ответственности не на десять копеек.

Выдача же лицензий на осуществление платной юридической помощи юридическим лицам позволяет фактически нивелировать персональную ответственность, ведь работу по оказанию юридической помощи все равно будет вести конкретный человек. Сам механизм лицензирования должен быть направлен на природные качества человека, на его инстинкты, воспитание, его положение в обществе и каждый лицензиат должен знать, один случай оказания неквалифицированной юридической помощи фактически может лишить его  дохода, права заниматься определенной деятельностью, определенного положения в обществе и.т.д. В отношении юридического лица, лицензирующий орган  и общество таких рычагов не имеет. Отобрали у юридического лица лицензию, а я как физ. лицо   не виноват, пошел, организовал новое юр. лицо и.т.д.

Подводя итог, считаю, что   деятельность по оказанию платной  квалифицированной юридической помощи адвокатами, нотариусами, регулируется при помощи соответствующих законов регламентирующих их деятельность, а регулирование деятельности государством  разношерстного сообщества остальных юристов целесообразно при помощи механизма лицензирования.

Оказание квалифицированной юридической помощи, получение которой гарантирует Конституция РФ, попадает под критерии ст. 4 ФЗ №128-ФЗ от 08.08.2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» и позволяет однозначно отнести эту деятельность к лицензируемым видам.

  Отсутствие  четкого регулирования в области оказания квалифицированной юридической помощи выгодно только недобросовестным юристам, лицам, не обладающим реальными познаниями в области юриспруденции. Лицам, которые фактически не могут оказать квалифицированную юридическую помощь.

 Добросовестные юристы, обладающие познаниями для  оказания  квалифицированной юридической помощи, думаю, отнесутся положительно к лицензированию данного вида деятельности.

Лицензирование позволит вытеснить с рынка услуг по оказанию юридической деятельности достаточно большой слой людей называющих себя юристами, но реально не способных оказать квалифицированную юридическую помощь на профессиональной основе. Государство, наконец, сможет гарантировать получение платной квалифицированной помощи не только у адвокатов и нотариусов, что положительно может сказаться на стоимости получения квалифицированной юридической помощи для конечного потребителя.

А.Б. Абрамов            2008 год